Как разобраться с названиями лекарственных средств
Время от времени в аптеке фармацевт или провизор рекомендует вам вместо одного, весьма дорогого лекарственного средства приобрести другое, с аналогичным действием, но с иным наименованием и по более низкой стоимости. Или же врач, прописывая лекарственные средства, может предложить вам несколько на выбор, в зависимости от вашего материального состояния и наличия лекарства в аптеках вашего города.
Оказывается, любой лекарственный препарат обладает двумя названиями. Главное название — это международное непатентованное название (МНН). Оно отражает фармакологические и химические характеристики средства. Этим названием пользуются профессионалы, и под таким наименованием лекарственное средство будет узнано в любой стране мира. Обычно в качестве МНН выступает химическое наименование средства, тем не менее оно не всегда отражает формулу действующего вещества, к примеру, ацетилсалициловая кислота, знакомая нам как Аспирин или метамизол натрия, Анальгин.
Непатентованным это название называется по причине того, что оно не защищено никакими патентами и какая угодно компания-производитель имеет возможность организовать выпуск средства под данным наименованием.
Помимо этого, имеется еще торговое название, на которое компании-производители получают патент на некоторый срок. Это то имя, под которым лекарственное средство продается на рынке лекарственных препаратов. В большинстве случаев оно является торговой маркой компании и охраняется патентным правом. Наименования средства бывают самыми разнообразными, в том числе и мало что отражающими, зато красивыми и звучными. Довольно часто торговое название созвучно международному непатентованному названию средства (к примеру, Метиндол — индометацин, Галазолин — ксилометазолин) или же в нем так или иначе отображено его предназначение (к примеру, Спазмалгон для снятия боли и спазмов). Компания-производитель обладает эксклюзивным правом на изготовление лекарственного средства с конкретным торговым наименованием, и никакая иная фармацевтическая фирма не имеет права, не заплатив, его применять.
Помимо этого, необходимо еще сказать и о существовании так называемых дженериков (от английского слова «generic»). Таким образом именуются средства с закончившемся сроком патентной защиты. Оказывается, разрабатывая новое вещество, обладающее целебным эффектом, и запуская его в изготовление и на рынок, компания-изготовитель автоматически получает патент на собственное открытие и метод изготовления уникального лекарственного средства. Помимо этого компания-производитель присваивает собственному детищу какое-либо имя — торговое наименование. Патент же обладает ограниченным сроком действия, по окончании которого любой иной изготовитель имеет возможность организовать выпуск такого же средства и не оплачивать использование чужого патента. Получившееся лекарственное средство будет иметь статус дженерика. При всем этом лекарственное средство будет таким же, или практически таким же, но именоваться будет иначе. В большинстве случаев дженерикам дают наименования согласно международному непатентованному названию, и у них на упаковке как раз оно фигурирует в качестве торгового.
Таким способом может поступить всякий изготовитель лекарственных средств. Вот почему в аптеке вы найдете массу средств с единственным наименованием, но от различных компаний-производителей. Дженерики, в большинстве своем, дешевле оригинального лекарственного препарата, так как компании-производители не затратили значительных денег на создание и исследования средства. Возникают дженерики, в основном, спустя 10—15 лет после выпуска оригинального лекарственного препарата. В это время фармацевтическое средство довольно дорогостоящее — компании-производителю требуется окупить затраты на создание и тестирование средства, продвижение его на рынке. По окончании срока патентной защиты рецепт действующего вещества оказывается доступным прочим фармацевтическим фирмам, и они изготовляют его уже по готовой технологии.
Препарат-дженерик обязан быть аналогичен оригиналу по своему биологическому воздействию. Отличаться он может по второстепенным компонентам — наполнителям, цветовым и вкусовым добавкам.
В этом справочнике все лекарственные средства размещены по принципу: вначале дается международное непатентованное название, затем в скобках все торговые названия, значительная часть которых является дженериками. Согласно этому имеется возможность выбрать лекарственное средство, доступное по стоимости. Все средства, указанные в скобках, фактически идентичны.